Колычевский Казанский женский монастырь был основан в деревне Колычево в 1885 году схимонахом Макарием (Петровым) рядом с местом явления Казанской иконы Божией Матери.[1]
Летом 1864 года в деревню Сазоново приехал инок Матфий, будущий схимонах Макарий. Отец Матфий имел горячее желание потратить те небольшие деньги, которые он собрал от своих благодетелей и выручил от продажи родительского дома, на покупку земельного участка для построения на нем богоугодного здания для сирот. Из предлагаемых участков подходящих было три: в Тимшино на Сопине; в Ивановской Сергиевского погоста; и небольшое имение Марфы Петровны Брукендаль в Колычево. Последний подходил больше всех, так как рядом проходила широкая дорога, полноводная река, поля для скоса сена и обилие леса. После отмены крепостного права владелица колычевского имения проживала в Москве и продавала оставшиеся ей земельные наделы. Осенью 1864 года отец Матфий поехал в Москву и выкупил небольшое имение в Колычево у Марфы Петровны за восемьсот рублей. Узнав, что монах Матфий покупает имение для устройства богадельни[2], Марфа Петровна вынула из киота чудотворную Казанскую икону Божией Матери, которая была явлена у источника в Сазоново, и отдала ее старцу.[3]
Вернувшись в Колычево с чудотворным образом Богородицы и купчей, отец Матфий приступил к устройству богадельни для сирот. Из сохранившихся к тому времени зданий в имении оставался барский дом, деревянное здание, две избы и несколько сараев.
В марте 1866 году отец Матфий обратился в Рязанскую духовную консисторию с просьбой благословить создание богадельни в Колычевском имении. Консистория, рассмотрев просьбу просителя, разрешила открыть богадельню на правах частных благотворительных учреждений без особого устава. Богадельня была приписана к Троицкой церкви с. Власовское. Подготовку зданий к проживанию в них сирот отец Матфий начал сам в одиночестве. Узнав о его пребывании в Колычево и благом начинании, к нему приехали несколько почитательниц из Коломны, ставшие впоследствии первыми насельницами обители. О первых годах бедной и тяжелой жизни вспоминала потом схимонахиня Антония:
«Когда мы пришли жить, у него был один кувшин, чашка и ложка. Пища у нас была единый картофель, хлеба мы никогда не пекли, его иногда носили из деревни». В комнатах было так холодно, что половина пришедших помощниц ушли в первую зиму. Слухи о поселении в Колычево затворника распространялись и каждый день у его кельи толпились люди, пришедшие за духовной помощью. Однажды весной, когда старец со своими помощницами сажал саженцы на усадьбе, к нему подошла женщина и со слезами на глазах попросила благословения. Это была жительница Егорьевска Мария Памфиловна Степанова, которая узнав о затворнике, из города пришла пешком получить его благословение. Увидав ее, старец сказал: «Будь нам матерью, раба Божия Марья Памфиловна! Давно мы тебя ждем!». С того дня жизнь Марии Памфиловны навсегда стала связана с жизнью обители, в которой она впоследствии стала настоятельницей.
Многие приезжавшие в Колычево писали доносы в Епархиальное управление и городскую полицию, в которых обвиняли отца Матфия в сектантстве. Два раза из духовной консистории направлялись в деревню священники для расследования, которые ничего запретного и противоцерковного не нашли. Не один раз монаха Матфия и проживающих сестер забирали в полицейское управление, но отобрав у них деньги отпускали. От лживых обвинений часть сестер разбежалась. Но оставшиеся не унывали и продолжали благие труды.
Весной 1866 года находящиеся в колычевском имении здания были разобраны, а на их месте заложен большой деревянный двухэтажный жилой корпус. К зиме сестры богадельни въехали в новое здание.
9 мая 1867 года, по благословению архиепископа Рязанского и Зарайского Иринарха (Попова), Егорьевский благочинный протоиерей Александр Соллертинский совершил чин закладки первого храма в Колычево. За один год был простроен деревянный храм с колокольней на каменном фундаменте. Купец Е.Л. Ёлкин подарил в новый храм стопудовый колокол, а другие благотворители пожертвовали на храм всю необходимую богослужебную утварь. Егорьевский мастер П.И. Хренов сделал для храма трехъярусный иконостас.
9 (22) марта 1868 года, в день памяти сорока мучеников Севастийских, по благословению архиепископа Рязанского и Зарайского Алексия (Ржаницына), Егорьевский благочинный протоиерей Александр Соллертинский освятил храм в честь Казанской иконы Божией Матери.[4] В храме был установлен чудотворный образ Пресвятой Богородицы. В новый храм был назначен священник Василий Вяземский.
В 1870 году трудами Марии Памфиловны с помощью Д.И. Новикова, вблизи монастыря был построен кирпичный завод. Прибывшая в свое имение княгиня Мария Адамовна Оболенская подарила для богадельни пять десятин земли и тысячу рублей. Многие благотворители пожертвовали также крупные суммы, на что было построено несколько зданий для проживания сестер и училище для деревенских детей.
В 1872 году женская богадельня была приписана к Успенскому собору г. Егорьевска.[5] Вскоре Мария Памфиловна обратилась в Рязанскую духовную консисторию с просьбой о преобразовании богадельни в общежительный женский монастырь. Однако из консистории последовал отказ, так как Святейшим Синодом было установлено правило не сразу открывать монастыри, а сначала создавать общины. Спустя год она вновь направила прошение с просьбой утвердить общину. На этот раз отказ последовал от Обер-прокурора святейшего синода графа Дмитрия Андреевича Толстого, который обосновал отказ отсутствием у монастыря доходных земель. Заручившись поддержкой Егорьевского земства, Мария Памфиловна решила сама поехать в Санкт-Петербург подавать прошение. Тогда временным членом Синода был архиепископ Алексий (Ржаницын), который, обосновав благие намерения Марии Памфиловны, ходатайствовал перед Синодом об открытии общины. Приняв доводы Рязанского архипастыря, Синод одобрил прошение.
В 1874 году московский купец 2‑й гильдии Федор Суетин пожертвовал 1850 рублей. На эти деньги были расписаны стены Казанского храма. Купцы Петр Ермолаев и Ефим Ёлкин пожертвовали в Казанский храм церковную утварь, богослужебные книги, колокол, а мещанин Ефим Владимиров пожертвовал священническое парчовое облачение.
5 (18) апреля 1875 года последовало Высочайшее соизволение императора Александра II о переименовании богадельни в Колычевскую женскую общину. 24 мая (6 июня) архиепископ Алексий прибыл в Колычево для торжества по случаю общины. Вечером владыка совершил Всенощное бдение в сослужении Николо-Радовицкого монастыря архимандрита Владимира (Добролюбова) и Егорьевского благочинного протоиерея Александра Светлова. Поскольку маленький храм не смог вместить всех желающих помолиться, архиерей совершал литию и полиелей на улице. На следующий день архиепископ Алексий совершил Божественную литургию, пред которой протодиакон громогласно зачитал указ Святейшего синода. По окончании литургии владыка обратился ко всем собравшимся с кратким словом, в котором в частности сказал: «Во имя Триипостасного Бога торжествуем в здешнем храме, повторяя изреченное месту сему, через посредство власти церковной и царской, Божие благословение быть и именоваться отныне преддверием монастыря».
В декабре 1880 года начальница женской общины Мария Памфиловна обратилась к архиепископу Рязанскому и Зарайскому Палладию (Раеву), с просьбой благословить строительство каменного храма. К тому времени на своем заводе под руководством Д.И. Новикова было заготовлено достаточное количество кирпича, были изготовлены чертежи и собраны необходимые документы. Автором проекта Казанского храма был рязанский губернский инженер Н.Н. Вейс.
14 (27) июня 1881 года архиепископ Палладий, в сослужении настоятеля Николо-Радовицкого монастыря архимандрита Нестора (Ильинского), благочинного церквей 1‑го Егорьевского округа протоиерея Александра Светлова и местного священника Семена Ушмарова и многочисленного духовенства, совершил Божественную литургию. За литургией была пропета Вечная память по убиенному императору Александру. По окончании богослужения владыка совершил закладку каменного Казанского собора.[6]
10 июня 1885 года Указом Святейшего Синода женская община была преобразована в женский общежительный монастырь[7]. По благословению епископа Рязанского и Зарайского Феоктиста (Попова), настоятель Николо-Радовицкого монастыря архимандрит Владимир (Добролюбов) 28 декабря 1885 года совершил монашеский постриг над Марией Памфиловной Степановой с именем Маргарита.[8] А 30 декабря того же года архимандрит Владимир совершил в Казанском храме обители Божественную литургию. После прочтения часов, отец архимандрит зачитал указ Святейшего Синода об открытии монастыря и назначении его настоятельницей монахини Маргариты (Степановой). Спустя четыре года игумения Маргарита ушла на покой из-за тяжелой болезни и на ее место была назначена игумения Агния (Васильева).
[1] Ведомость о Колычевском Казанском женском монастыре 1914 г. ГАРО ф.627, оп.240, д.89 л.л.364.
[2] Ссылка на богадельню
[3] Протоиерей Петр Нарциссов. Исторические записки по устроению Колычевского Казанского женского монастыря. Егорьевский уезд. М.1910 г. Стр.18.
[4] ГАРО ф.627 оп.138.
[5] РЕВ№13, 1872г., стр.259
[6] Дело о разрешении в Колычевском Казанском женском монастыре устроить каменный храм. ГАРО ф. 627, оп. 139.
[7] РЕВ №1 1 января 1886г. Стр.2
[8]Протоиерей Петр Нарциссов. Исторические записки по устроению Колычевского Казанского женского монастыря. Егорьевский уезд. М.1910 г. Стр.64.
В течении десяти лет строился Казанский монастырский собор. По мере строительства храма в обитель стали поступать пожертвования от многих благотворителей. Егорьевский фабрикант Иван Потапович Любомилов из деревни Клеменово подарил дорогую евхаристическую чашу. Егорьевский городской голова Никифор Михайлович Бардыгин полностью погасил задолженность монастыря. Новый собор получился величественный, пятиглавый украшенный великолепной утварью. Московский купец В.И. Андреев пожертвовал для центрального алтаря серебряный напрестольный оклад, сделанный Московским мастером И.П. Хлебниковым.
2 июня 1891 года архиепископ Рязанский и Зарайский Феоктист (Попов) совершил освящение нового Казанского собора в честь Казанской иконы Божией Матери.[1] На следующий день, благочинный монастырей Рязанской епархии архимандрит Владимир (Добролюбов) освятил левый придел в честь святителей Николая Чудотворца и Митрофана Воронежского. Затем перед поздней литургией архиепископ Феоктист освятил правый придел в честь Успения Божией Матери.
12 июня 1895 года епископ Рязанский и Зарайский Иустин (Полянский) совершил чин закладки монастырской колокольни. Строительство колокольни продолжалось 18 лет. К 1913 году колокольня была построена, но внутренние работы в предполагаемом надвратном храме и кельях так и не были проведены до закрытия монастыря. Высота колокольни 64 метра, а в ширину 30 метров. На колокольне были расположены башенные часы с боем и пять колоколов, а под ней устроен центральный вход в монастырь с чугунными воротами.[2]
В 1895 году по проекту архитектора Д.Е. Виноградова вокруг монастыря начали возводить кирпичную ограду с башнями и великолепными узорами. Строительство ограды полностью было окончено в 1903году.
8 июня 1897 года было получено дозволение епископа Рязанского и Зарайского Мелетия (Якимова) [3] заложить на территории монастыря еще один храм в честь Преображения Господня. 30 сентября 1897 года святитель Мелетий сам прибыл в обитель, а 1 октября «освятил место сие для создания на нем храма».[4]
В августе 1898 года Колычевскую обитель снова посетил епископ Мелетий. Он осмотрел почти достроенный келейный корпус, возводимую церковь и школьное помещение. По его мнению, обитель в то время представляла собой редкую благоустроенность. Благолепный, просторный храм, возводимая над воротами колокольня с тремя этажами и надвратным храмом, и все другие строения произвели на него благоприятное впечатление. На тот момент в монастыре проживало 170 сестер. При обители уже действовала церковно-приходская школа. В собственной мастерской инокини ткали ковры, а также вышивали по канве гладью, используя шерстяные, шелковые и золотые нити. Некоторые из сестер Казанского монастыря стали настоятельницами женских монастырей Рязанской губернии. В 1897 году монахиня Ангелина была назначена игуменией Ибердского Александро-Невского Софрониева монастыря, и монахиня Евгения (Донебина) игуменией Ольговского монастыря.
9 сентября 1903 года чин освящения нового Преображенского храма совершил епископ Рязанский и Зарайский Аркадий (Карпинский). Правый придел храма был освящен во имя Трех святителей, а левый в честь святой мученицы Агнии. Храм был выстроен из красного кирпича на белом каменном фундаменте с одной вызолоченной главой. С западной стороны к храму был пристроен келейный корпус.
С 1909 года настоятельницей монастыря была назначена игумения Амвросия (Никифорова). [5]
Тридцать пять лет строился монастырь, и к началу XX века монастырский ансамбль сложился окончательно. Для проживания сестер имелось четыре корпуса.[6] Во владении монастыря имелись две деревянные часовни, одна из них находилась на территории монастыря над колодцем, а другая с купальней — на месте обретения иконы Божией Матери в одном километре от монастыря, около деревни Сазоново.
Первая деревянная монастырская церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в 1906 году была перенесена на монастырское хозяйственное подворье.
[1] Ведомость о Колычевском Казанском женском монастыре 1914 г. ГАРО ф.627, оп.240, д.89 л.л.365.
[2] Там же.
[3] Святитель Мелетий, епископ Рязанский и Зарайский (память в Соборе Рязанских и Сибирских святых).
[4] Прот.Петр Нарциссов Исторические записки по устроению Колычевского Казанского монастыря. стр.146
[5] Именной список проживающих в Колычевском монастыре ЦГАМО ф.66 оп.18 д.6 л.30.
[6] Ведомость о Колычевском Казанском женском монастыре 1914г. ГАРО ф.627, оп.240, д.89 л.л.365 – 368.
В 1918 году председатель Волостного Исполнительного комитета А.А. Лепилин принял решение о создании в Колычево коммуны «Свобода» с передачей ей монастырского имущества находящегося рядом с монастырем[1]. Часть монахинь переселили в Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь.[2]
10 июня 1919 года заведующий подотделом по ликвидации церковного имущества А.С. Борисов провел опись всего монастырского имущества. На основании протокола он направил письмо в уголовно- следственную комиссию Егорьевского уезда с требованием завести уголовное дело на монахинь в связи с тем, что в принадлежащих монастырю зданиях испорчено имущество. В прилагаемом к требованию акте он указывал, что в здании, где расположен сельский клуб, но принадлежащем монастырю разбиты статуэтки, разрезан диван и сломаны стулья. В монастырь приехала уголовно-следственная комиссия для расследования и проверки фактов. В ходе работы комиссии выяснилось, что в этом здании проходят спектакли, заседания и собрания членов коммуны «Свобода». Официальным письмом А.С. Борисову было отказано заводить на монахинь уголовное дело. Из сохранившейся до наших дней периписки видно как монахинь всячески пытались притеснять и постепенно выживали из монастыря. Члены коммуны постоянно издевались над монахинями. К ним в келии подселяли рабочих, которые оскверняли помещения, а наутро в этом обвиняли монахинь. Престарелых монахинь, которым некуда было идти, размещали на двухъярусных койках снизу под лежачими больными, в больнице расположенной в Преображенском храме. Тех инокинь, которые заступались за сестер, нещадно били. Монастырские храмы и кельи превращали в склады.
Монахини еще продолжали верить, что царившему безбожию придет конец, и обитель снова восстановится. В дни великих и двунадесятых праздников монахини собирались на богослужения в Казанском храме, которые совершались все реже и реже. Священников вызывали на допросы. Представители атеистической власти думали, что монахини собираются не на молитву, а затевают заговор. К 1930 году власти намеривались закрыть в селе храм, поскольку община не могла выплатить большой налог. Сестры обошли дворы соседних деревень и собрали необходимую сумму.
В 1930 году монахини, оставшиеся в Колычево, были репрессированы и сосланы в Казахстан. Среди репрессированных была послушница Мария (Мамонтова-Шашина), которую 13 октября 1937 года «тройка» НКВД[3] приговорила к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Этапом она была отправлена сначала в Бутырскую тюрьму в Москве, а затем в БАМлаг НКВД. Послушница Мария умерла в лагере 2 октября 1938 года и была погребена в безвестной могиле. В начале XXI века послушница Мария была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских.
14 января 1934 года Постановлением Президиума Московского областного комитета советов рабочих и крестьян, Казанский храм был закрыт окончательно.[4] В тридцатые годы в келейных монастырских корпусах разместили дом инвалидов войны и труда.[5] В шестидесятые годы в монастыре открыли областной психоневрологический диспансер. В Казанском соборе устроили хозяйственный склад. Купола и кресты были сняты, алтарь разобран. В Преображенском храме сделали столовую для проживающих, а в алтаре разместили кухню. В келейных корпусах были оборудованы палаты.
В 1995 году в колокольне произошел пожар. Внутренние помещения, лестницы и часовой механизм сгорели. От былого великолепия монастыря остались только грандиозные обезглавленные строения.
[1] Опись имущества Колычевского монастыря 1919г. ЦГАМО ф.66, оп.18, д.68, л.л.782 – 799.
[2]Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь расположен в 30 км от Егорьевска в г. Куровское Московской области. Основан в 1858 году старцем Парфением. МЕВ №5 – 6 2006 г.
[3] Особая тройка НКВД — орган внесудебного вынесения приговоров, существовавший в 1937 – 1938 годах в период Большого террора, обычно на уровне области. Состоял из главы НКВД, секретаря обкома и прокурора.
[4] Постановление Президиума московского областного исполнительного комитета советов РКИКД. ЦГАМО ф.2157 оп.1 д.6067 л.93.
[5] Протоколы Президиума Моссовета о закрытии церквей бывшего Колычевского монастыря 1926. ЦМАМ ф.1215, оп.1 – 2, д.354.
В 1999 году при Казанском храме бывшего Колычевского монастыря, была зарегистрирована религиозная община. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем храма был назначен иеромонах Митрофан (Ефремов).
13 февраля 2002 года по представлению благочинного церквей Егорьевского округа иеромонаха Никодима на должность председателя Приходского совета была избрана Феоктистова Елена Юрьевна. Приняв на себя новую должность, Елена Юрьевна сразу начала ходатайствовать о передаче храма православной общине. 12 мая 2002 года ей удалось добиться передачи в пользование надвратного храма в честь святителя Ювеналия патриарха Иерусалимского, и трех келейных комнат. Сразу же в них начались восстановительные работы. Многое тогда пришлось пережить новообразованной общине. Внутренний вид переданных помещений приводил многих в недоумение. В надвратном храме был склад использованных матрасов из интерната. Вверху свода была огромная дыра, в которую лил дождь. В келейных комнатах не было отопления и необходимых условий к проживанию. Однако это не смущало тружениц, день за днем они не переставали совершать молитвы, выполнять тяжелую работу и ездить по административным инстанциям для оформления необходимых документов. Узнав о возрождение монастыря, многие изъявляли желание приехать помочь, однако едва увидев, в каких условиях приходится жить и трудится, немедленно разворачивались. Но небольшая община твердо была уверена, что возрождать святую обитель необходимо.
Среди немногочисленных тружениц была Вероника Сергеевна Макарова, которой впоследствии суждено было стать второй после открытия монастыря настоятельницей.
Спустя четыре месяца после передачи надвратного храма, 4 ноября 2002 года благочинный церквей Егорьевского округа совершил в нем первую Литургию. С этого момента в храме стали регулярно совершаться Богослужения. В начале 2003 года было получено и ожидаемое согласие на передачу Казанского собора приходу. Однако храм не был сразу передан, в нем еще некоторое время находился склад, принадлежавший интернату.
27 августа 2003 года, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, иеромонах Никодим совершил постриг в рясофор над Еленой Юрьевной Феоктистовой. 1 февраля 2004 года при Казанском храме была открыта женская община, которую возглавила инокиня Елена (Феоктистова). Вскоре в надвратном храме был установлен престол, жертвенник и временный иконостас, что дало возможность совершать регулярные богослужения. В кельях был проведен ремонт.
13 сентября по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в надвратном храме в честь святителя Ювеналия патр. Иерусалимского иеромонах Никодим совершил монашеский постриг над инокиней Еленой (Феоктистовой) с наречением имени Маргарита. Это был первый постриг в новой истории святой обители.
6 октября 2005 года в Москве состоялось заседание Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Алексия II, на котором по представлению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, было постановлено преобразовать приход Казанского храма д. Колычево в Казанский женский монастырь. Настоятельницей монастыря, с возложением наперсного креста по должности, была назначена монахиня Маргарита (Феоктистова). В течение двух лет управляла монастырем монахиня Маргарита, при ней обители был передан Казанский соборный храм. Колокольня монастыря и надвратный храм были отделены изгородью от психоневрологического интерната. В 2005 году в Казанском храме был восстановлен алтарь.
19 декабря 2007 года по благословению Правящего архиерея благочинный церквей Егорьевского округа игумен Никодим, совершил в надвратном храме монашеский постриг над инокиней Верой (Макаровой) благочинной Казанского монастыря, с именем Мария.
Указом Священного Синода от 27 декабря 2007 года (журнал №113) монахиня Маргарита назначена настоятельницей Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря г. Москвы с возведением в сан игумении. Настоятельницей в Казанский монастырь в тот же день была назначена монахиня Мария (Макарова).[1] Возведение новых настоятельниц в должность совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий 28 декабря в Московском Новодевичьем Богородице-Смоленском монастыре.
Приняв должность настоятельницы, монахиня Мария продолжила монашеские традиции в обители.
13 апреля 2011 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вновь посетил Казанский монастырь. В надвратном храме святителя Ювеналия, в присутствии благочинного монастырей Московской епархии епископа Серпуховского Романа и благочинного церквей Егорьевского округа игумена Никодима, Владыка митрополит возвел монахиню Марию (Макарову) в сан игумении и вручил ей игуменский посох. По окончании торжественного чина в присутствии множества прихожан Владыка сказал проникновенное слово о Казанской обители и ее судьбе:
«Ваше Преосвященство, всечестная игумения Мария, дорогие и возлюбленные братья сестры! Я очень рад, что вновь посещаю Казанскую обитель сегодня со святой миссией, чтобы возвести в сан игумении настоятельницу монастыря монахиню Марию, что и совершу сейчас по Божией воле. Из многих монастырей нашего Подмосковья эта обитель, можно сказать, внешне в самом убогом состоянии, но Господь смотрит на сердца людей, Господь обитает там, где есть смирение, где есть терпение. Мы начинаем сегодня праздновать память преподобной матери нашей Марии Египетской, что напоминает нам, что не под золотыми куполами проходил ее подвиг, а в пустыне, в смирении, покаянии, и через это стяжала она великую благодать у Бога, и при жизни старец Зосима даже видел чудеса, исходящие от преподобной Марии и связанные с ее святой личностью и подвигом. Для Вас, дорогая матушка игумения, особый подвиг в этом святом месте, потому что перед Вашими глазами расположены жилища 600 больных людей, которые, может быть, в первую очередь нуждаются в любви, в милосердии, и, что самое главное, в молитве. Я надеюсь, что под тяжестью креста своего вы не согнетесь, не сломитесь, а укрепитесь в вере, в любви, в служении ближним, и через это стяжете благодать Божию. Я очень рад, что мне приходилось здесь, в этом святом месте, в этом храме, отмечать день своего тезоименитства в день памяти святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского. И я прошу ваших святых молитв, желаю развития монашеской жизни, и многой помощи Божией в вашем предстоящем служении. А сейчас, возлюбленная игумения Мария, прими сей жезл, им же утверждей паству твою, да правиши, якоже и слово имаши отдати за нее нашему Богу в день суда».[2]
Кроме ежедневной молитвы, сестры монастыря несут социальное служение в расположенном по соседству психоневрологическом интернате, посещают одиноких в доме престарелых и детей в социальном приюте. Большое значение монахини придают просветительской деятельности. При обители организована Воскресная школа. На месте явления иконы Божией Матери благоустроен исторический источник и купели.
В 2021 году монастырю передано в собственность всё здание колокольни и ограда с воротами и башнями. В 2023 году передан келейный корпус и одна из сохранившихся монастырских гостиниц. В настоящий момент продолжается передача исторического комплекса Колычевского Казанского монастыря, однако значительная часть его территории по-прежнему занята психоневрологическим интернатом.
Многое удалось сделать за это время: на Казанском храме установлены купола с крестами, готовится к открытию паломническая гостиница, благоустроен надвратный храм в колокольне, но очень многое еще предстоит сделать. К сожалению, Казанский храм находится в аварийном состоянии, поэтому совершение регулярных служб там практически невозможно. Переданное здание келейного корпуса находится в аварийном состоянии и требует неотложных противоаварийных работ. И как бы больно ни было смотреть на это сегодня, мы верим, что найдутся люди, силы и средства для восстановления святой нашей обители.
Богослужения в обители совершаются ежедневно.
Престольные праздники обители:
Казанская икона Божией Матери – 21 июля, 4 ноября.
Преображение Господне – 19 августа.
Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа.
Память Трех святителей – 12 февраля.
Память святителя Николая Чудотворца – 22 мая, 19 декабря.
Память святителя Ювеналия патр. Иерусалимского – 15 июля.
Память Святителя Митрофана еп. Воронежского – 20 августа, 17 сентября, 6 декабря.
Память мц. Агнии- 3февраля, 18 июля.
2 октября совершается память святой преподобномученицы Марии (Мамонтовой-Шашиной)
Настоятельница монастыря игумения Мария (Макарова)
[1] ЖМП №2 2008 г. Стр.5.
[2] МЕВ №5 – 6, 2011г.стр.133