Колы­чев­ский Казан­ский жен­ский мона­стырь был осно­ван в деревне Колы­че­во в 1885 году схи­мо­на­хом Мака­ри­ем (Пет­ро­вым) рядом с местом явле­ния Казан­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри.[1]

Летом 1864 года в дерев­ню Сазо­но­во при­е­хал инок Мат­фий, буду­щий схи­мо­нах Мака­рий. Отец Мат­фий имел горя­чее жела­ние потра­тить те неболь­шие день­ги, кото­рые он собрал от сво­их бла­го­де­те­лей и выру­чил от про­да­жи роди­тель­ско­го дома, на покуп­ку земель­но­го участ­ка для постро­е­ния на нем бого­угод­но­го зда­ния для сирот. Из пред­ла­га­е­мых участ­ков под­хо­дя­щих было три: в Тим­ши­но на Сопине; в Ива­нов­ской Сер­ги­ев­ско­го пого­ста; и неболь­шое име­ние Мар­фы Пет­ров­ны Бру­кен­даль в Колы­че­во. Послед­ний под­хо­дил боль­ше всех, так как рядом про­хо­ди­ла широ­кая доро­га, пол­но­вод­ная река, поля для ско­са сена и оби­лие леса. После отме­ны кре­пост­но­го пра­ва вла­де­ли­ца колы­чев­ско­го име­ния про­жи­ва­ла в Москве и про­да­ва­ла остав­ши­е­ся ей земель­ные наде­лы. Осе­нью 1864 года отец Мат­фий поехал в Моск­ву и выку­пил неболь­шое име­ние в Колы­че­во у Мар­фы Пет­ров­ны за восемь­сот руб­лей. Узнав, что монах Мат­фий поку­па­ет име­ние для устрой­ства бога­дель­ни[2], Мар­фа Пет­ров­на выну­ла из кио­та чудо­твор­ную Казан­скую ико­ну Божи­ей Мате­ри, кото­рая была явле­на у источ­ни­ка в Сазо­но­во, и отда­ла ее стар­цу.[3]

Вер­нув­шись в Колы­че­во с чудо­твор­ным обра­зом Бого­ро­ди­цы и куп­чей, отец Мат­фий при­сту­пил к устрой­ству бога­дель­ни для сирот. Из сохра­нив­ших­ся к тому вре­ме­ни зда­ний в име­нии оста­вал­ся бар­ский дом, дере­вян­ное зда­ние, две избы и несколь­ко сараев.

В мар­те 1866 году отец Мат­фий обра­тил­ся в Рязан­скую духов­ную кон­си­сто­рию с прось­бой бла­го­сло­вить созда­ние бога­дель­ни в Колы­чев­ском име­нии. Кон­си­сто­рия, рас­смот­рев прось­бу про­си­те­ля, раз­ре­ши­ла открыть бога­дель­ню на пра­вах част­ных бла­го­тво­ри­тель­ных учре­жде­ний без осо­бо­го уста­ва. Бога­дель­ня была при­пи­са­на к Тро­иц­кой церк­ви с. Вла­сов­ское. Под­го­тов­ку зда­ний к про­жи­ва­нию в них сирот отец Мат­фий начал сам в оди­но­че­стве. Узнав о его пре­бы­ва­нии в Колы­че­во и бла­гом начи­на­нии, к нему при­е­ха­ли несколь­ко почи­та­тель­ниц из Колом­ны, став­шие впо­след­ствии пер­вы­ми насель­ни­ца­ми оби­те­ли. О пер­вых годах бед­ной и тяже­лой жиз­ни вспо­ми­на­ла потом схи­мо­на­хи­ня Антония:

«Когда мы при­шли жить, у него был один кув­шин, чаш­ка и лож­ка. Пища у нас была еди­ный кар­то­фель, хле­ба мы нико­гда не пек­ли, его ино­гда носи­ли из дерев­ни». В ком­на­тах было так холод­но, что поло­ви­на при­шед­ших помощ­ниц ушли в первую зиму. Слу­хи о посе­ле­нии в Колы­че­во затвор­ни­ка рас­про­стра­ня­лись и каж­дый день у его кельи тол­пи­лись люди, при­шед­шие за духов­ной помо­щью. Одна­жды вес­ной, когда ста­рец со сво­и­ми помощ­ни­ца­ми сажал сажен­цы на усадь­бе, к нему подо­шла жен­щи­на и со сле­за­ми на гла­зах попро­си­ла бла­го­сло­ве­ния. Это была житель­ни­ца Его­рьев­ска Мария Пам­фи­лов­на Сте­па­но­ва, кото­рая узнав о затвор­ни­ке, из горо­да при­шла пеш­ком полу­чить его бла­го­сло­ве­ние. Уви­дав ее, ста­рец ска­зал: «Будь нам мате­рью, раба Божия Марья Пам­фи­лов­на! Дав­но мы тебя ждем!». С того дня жизнь Марии Пам­фи­лов­ны навсе­гда ста­ла свя­за­на с жиз­нью оби­те­ли, в кото­рой она впо­след­ствии ста­ла настоятельницей.

Мно­гие при­ез­жав­шие в Колы­че­во писа­ли доно­сы в Епар­хи­аль­ное управ­ле­ние и город­скую поли­цию, в кото­рых обви­ня­ли отца Мат­фия в сек­тант­стве. Два раза из духов­ной кон­си­сто­рии направ­ля­лись в дерев­ню свя­щен­ни­ки для рас­сле­до­ва­ния, кото­рые ниче­го запрет­но­го и про­ти­во­цер­ков­но­го не нашли. Не один раз мона­ха Мат­фия и про­жи­ва­ю­щих сестер заби­ра­ли в поли­цей­ское управ­ле­ние, но ото­брав у них день­ги отпус­ка­ли. От лжи­вых обви­не­ний часть сестер раз­бе­жа­лась. Но остав­ши­е­ся не уны­ва­ли и про­дол­жа­ли бла­гие труды.

Вес­ной 1866 года нахо­дя­щи­е­ся в колы­чев­ском име­нии зда­ния были разо­бра­ны, а на их месте зало­жен боль­шой дере­вян­ный двух­этаж­ный жилой кор­пус. К зиме сест­ры бога­дель­ни въе­ха­ли в новое здание.

9 мая 1867 года, по бла­го­сло­ве­нию архи­епи­ско­па Рязан­ско­го и Зарай­ско­го Ири­нар­ха (Попо­ва), Его­рьев­ский бла­го­чин­ный про­то­и­е­рей Алек­сандр Сол­лер­тин­ский совер­шил чин заклад­ки пер­во­го хра­ма в Колы­че­во. За один год был про­стро­ен дере­вян­ный храм с коло­коль­ней на камен­ном фун­да­мен­те. Купец Е.Л. Ёлкин пода­рил в новый храм сто­пу­до­вый коло­кол, а дру­гие бла­го­тво­ри­те­ли пожерт­во­ва­ли на храм всю необ­хо­ди­мую бого­слу­жеб­ную утварь. Его­рьев­ский мастер П.И. Хре­нов сде­лал для хра­ма трехъ­ярус­ный иконостас.

9 (22) мар­та 1868 года, в день памя­ти соро­ка муче­ни­ков Сева­стий­ских, по бла­го­сло­ве­нию архи­епи­ско­па Рязан­ско­го и Зарай­ско­го Алек­сия (Ржа­ни­цы­на), Его­рьев­ский бла­го­чин­ный про­то­и­е­рей Алек­сандр Сол­лер­тин­ский освя­тил храм в честь Казан­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри.[4] В хра­ме был уста­нов­лен чудо­твор­ный образ Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. В новый храм был назна­чен свя­щен­ник Васи­лий Вяземский.

В 1870 году тру­да­ми Марии Пам­фи­лов­ны с помо­щью Д.И. Нови­ко­ва, вбли­зи мона­сты­ря был постро­ен кир­пич­ный завод. При­быв­шая в свое име­ние кня­ги­ня Мария Ада­мов­на Обо­лен­ская пода­ри­ла для бога­дель­ни пять деся­тин зем­ли и тыся­чу руб­лей. Мно­гие бла­го­тво­ри­те­ли пожерт­во­ва­ли так­же круп­ные сум­мы, на что было постро­е­но несколь­ко зда­ний для про­жи­ва­ния сестер и учи­ли­ще для дере­вен­ских детей.

В 1872 году жен­ская бога­дель­ня была при­пи­са­на к Успен­ско­му собо­ру г. Его­рьев­ска.[5] Вско­ре Мария Пам­фи­лов­на обра­ти­лась в Рязан­скую духов­ную кон­си­сто­рию с прось­бой о пре­об­ра­зо­ва­нии бога­дель­ни в обще­жи­тель­ный жен­ский мона­стырь. Одна­ко из кон­си­сто­рии после­до­вал отказ, так как Свя­тей­шим Сино­дом было уста­нов­ле­но пра­ви­ло не сра­зу откры­вать мона­сты­ри, а сна­ча­ла созда­вать общи­ны. Спу­стя год она вновь напра­ви­ла про­ше­ние с прось­бой утвер­дить общи­ну. На этот раз отказ после­до­вал от Обер-про­ку­ро­ра свя­тей­ше­го сино­да гра­фа Дмит­рия Андре­еви­ча Тол­сто­го, кото­рый обос­но­вал отказ отсут­стви­ем у мона­сты­ря доход­ных земель. Зару­чив­шись под­держ­кой Его­рьев­ско­го зем­ства, Мария Пам­фи­лов­на реши­ла сама поехать в Санкт-Петер­бург пода­вать про­ше­ние. Тогда вре­мен­ным чле­ном Сино­да был архи­епи­скоп Алек­сий (Ржа­ни­цын), кото­рый, обос­но­вав бла­гие наме­ре­ния Марии Пам­фи­лов­ны, хода­тай­ство­вал перед Сино­дом об откры­тии общи­ны. При­няв дово­ды Рязан­ско­го архи­пас­ты­ря, Синод одоб­рил прошение.

В 1874 году мос­ков­ский купец 2‑й гиль­дии Федор Суе­тин пожерт­во­вал 1850 руб­лей. На эти день­ги были рас­пи­са­ны сте­ны Казан­ско­го хра­ма. Куп­цы Петр Ермо­ла­ев и Ефим Ёлкин пожерт­во­ва­ли в Казан­ский храм цер­ков­ную утварь, бого­слу­жеб­ные кни­ги, коло­кол, а меща­нин Ефим Вла­ди­ми­ров пожерт­во­вал свя­щен­ни­че­ское пар­чо­вое облачение.

5 (18) апре­ля 1875 года после­до­ва­ло Высо­чай­шее соиз­во­ле­ние импе­ра­то­ра Алек­сандра II о пере­име­но­ва­нии бога­дель­ни в Колы­чев­скую жен­скую общи­ну. 24 мая (6 июня) архи­епи­скоп Алек­сий при­был в Колы­че­во для тор­же­ства по слу­чаю общи­ны. Вече­ром вла­ды­ка совер­шил Все­нощ­ное бде­ние в сослу­же­нии Нико­ло-Радо­виц­ко­го мона­сты­ря архи­манд­ри­та Вла­ди­ми­ра (Доб­ро­лю­бо­ва) и Его­рьев­ско­го бла­го­чин­но­го про­то­и­е­рея Алек­сандра Свет­ло­ва. Посколь­ку малень­кий храм не смог вме­стить всех жела­ю­щих помо­лить­ся, архи­ерей совер­шал литию и поли­е­лей на ули­це. На сле­ду­ю­щий день архи­епи­скоп Алек­сий совер­шил Боже­ствен­ную литур­гию, пред кото­рой про­то­ди­а­кон гро­мо­глас­но зачи­тал указ Свя­тей­ше­го сино­да. По окон­ча­нии литур­гии вла­ды­ка обра­тил­ся ко всем собрав­шим­ся с крат­ким сло­вом, в кото­ром в част­но­сти ска­зал: «Во имя Трии­по­стас­но­го Бога тор­же­ству­ем в здеш­нем хра­ме, повто­ряя изре­чен­ное месту сему, через посред­ство вла­сти цер­ков­ной и цар­ской, Божие бла­го­сло­ве­ние быть и име­но­вать­ся отныне пред­две­ри­ем мона­сты­ря».

В декаб­ре 1880 года началь­ни­ца жен­ской общи­ны Мария Пам­фи­лов­на обра­ти­лась к архи­епи­ско­пу Рязан­ско­му и Зарай­ско­му Пал­ла­дию (Рае­ву), с прось­бой бла­го­сло­вить стро­и­тель­ство камен­но­го хра­ма. К тому вре­ме­ни на сво­ем заво­де под руко­вод­ством Д.И. Нови­ко­ва было заго­тов­ле­но доста­точ­ное коли­че­ство кир­пи­ча, были изго­тов­ле­ны чер­те­жи и собра­ны необ­хо­ди­мые доку­мен­ты. Авто­ром про­ек­та Казан­ско­го хра­ма был рязан­ский губерн­ский инже­нер Н.Н. Вейс.

14 (27) июня 1881 года архи­епи­скоп Пал­ла­дий, в сослу­же­нии насто­я­те­ля Нико­ло-Радо­виц­ко­го мона­сты­ря архи­манд­ри­та Несто­ра (Ильин­ско­го), бла­го­чин­но­го церк­вей 1‑го Его­рьев­ско­го окру­га про­то­и­е­рея Алек­сандра Свет­ло­ва и мест­но­го свя­щен­ни­ка Семе­на Ушма­ро­ва и мно­го­чис­лен­но­го духо­вен­ства, совер­шил Боже­ствен­ную литур­гию. За литур­ги­ей была про­пе­та Веч­ная память по уби­ен­но­му импе­ра­то­ру Алек­сан­дру. По окон­ча­нии бого­слу­же­ния вла­ды­ка совер­шил заклад­ку камен­но­го Казан­ско­го собо­ра.[6]

10 июня 1885 года Ука­зом Свя­тей­ше­го Сино­да жен­ская общи­на была пре­об­ра­зо­ва­на в жен­ский обще­жи­тель­ный мона­стырь[7]. По бла­го­сло­ве­нию епи­ско­па Рязан­ско­го и Зарай­ско­го Фео­к­ти­ста (Попо­ва), насто­я­тель Нико­ло-Радо­виц­ко­го мона­сты­ря архи­манд­рит Вла­ди­мир (Доб­ро­лю­бов) 28 декаб­ря 1885 года совер­шил мона­ше­ский постриг над Мари­ей Пам­фи­лов­ной Сте­па­но­вой с име­нем Мар­га­ри­та.[8] А 30 декаб­ря того же года архи­манд­рит Вла­ди­мир совер­шил в Казан­ском хра­ме оби­те­ли Боже­ствен­ную литур­гию. После про­чте­ния часов, отец архи­манд­рит зачи­тал указ Свя­тей­ше­го Сино­да об откры­тии мона­сты­ря и назна­че­нии его насто­я­тель­ни­цей мона­хи­ни Мар­га­ри­ты (Сте­па­но­вой). Спу­стя четы­ре года игу­ме­ния Мар­га­ри­та ушла на покой из-за тяже­лой болез­ни и на ее место была назна­че­на игу­ме­ния Агния (Васи­лье­ва).

[1] Ведо­мость о Колы­чев­ском Казан­ском жен­ском мона­сты­ре 1914 г. ГАРО ф.627, оп.240, д.89 л.л.364.

[2] Ссыл­ка на богадельню

[3] Про­то­и­е­рей Петр Нар­цис­сов. Исто­ри­че­ские запис­ки по устро­е­нию Колы­чев­ско­го Казан­ско­го жен­ско­го мона­сты­ря. Его­рьев­ский уезд. М.1910 г. Стр.18.

[4] ГАРО ф.627 оп.138.

[5] РЕВ№13, 1872г., стр.259

[6] Дело о раз­ре­ше­нии в Колы­чев­ском Казан­ском жен­ском мона­сты­ре устро­ить камен­ный храм. ГАРО ф. 627, оп. 139.

[7] РЕВ №1 1 янва­ря 1886г. Стр.2

[8]Про­то­и­е­рей Петр Нар­цис­сов. Исто­ри­че­ские запис­ки по устро­е­нию Колы­чев­ско­го Казан­ско­го жен­ско­го мона­сты­ря. Его­рьев­ский уезд. М.1910 г. Стр.64.

В тече­нии деся­ти лет стро­ил­ся Казан­ский мона­стыр­ский собор. По мере стро­и­тель­ства хра­ма в оби­тель ста­ли посту­пать пожерт­во­ва­ния от мно­гих бла­го­тво­ри­те­лей. Его­рьев­ский фаб­ри­кант Иван Пота­по­вич Любо­ми­лов из дерев­ни Кле­ме­но­во пода­рил доро­гую евха­ри­сти­че­скую чашу. Его­рьев­ский город­ской голо­ва Ники­фор Михай­ло­вич Барды­гин пол­но­стью пога­сил задол­жен­ность мона­сты­ря. Новый собор полу­чил­ся вели­че­ствен­ный, пяти­гла­вый укра­шен­ный вели­ко­леп­ной утва­рью. Мос­ков­ский купец В.И. Андре­ев пожерт­во­вал для цен­траль­но­го алта­ря сереб­ря­ный напре­столь­ный оклад, сде­лан­ный Мос­ков­ским масте­ром И.П. Хлебниковым.

2 июня 1891 года архи­епи­скоп Рязан­ский и Зарай­ский Фео­к­тист (Попов) совер­шил освя­ще­ние ново­го Казан­ско­го собо­ра в честь Казан­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри.[1] На сле­ду­ю­щий день, бла­го­чин­ный мона­сты­рей Рязан­ской епар­хии архи­манд­рит Вла­ди­мир (Доб­ро­лю­бов) освя­тил левый при­дел в честь свя­ти­те­лей Нико­лая Чудо­твор­ца и Мит­ро­фа­на Воро­неж­ско­го. Затем перед позд­ней литур­ги­ей архи­епи­скоп Фео­к­тист освя­тил пра­вый при­дел в честь Успе­ния Божи­ей Матери.

12 июня 1895 года епи­скоп Рязан­ский и Зарай­ский Иустин (Полян­ский) совер­шил чин заклад­ки мона­стыр­ской коло­коль­ни. Стро­и­тель­ство коло­коль­ни про­дол­жа­лось 18 лет. К 1913 году коло­коль­ня была постро­е­на, но внут­рен­ние рабо­ты в пред­по­ла­га­е­мом надврат­ном хра­ме и кельях так и не были про­ве­де­ны до закры­тия мона­сты­ря. Высо­та коло­коль­ни 64 мет­ра, а в шири­ну 30 мет­ров. На коло­кольне были рас­по­ло­же­ны башен­ные часы с боем и пять коло­ко­лов, а под ней устро­ен цен­траль­ный вход в мона­стырь с чугун­ны­ми воро­та­ми.[2]

В 1895 году по про­ек­ту архи­тек­то­ра Д.Е. Вино­гра­до­ва вокруг мона­сты­ря нача­ли воз­во­дить кир­пич­ную огра­ду с баш­ня­ми и вели­ко­леп­ны­ми узо­ра­ми. Стро­и­тель­ство огра­ды пол­но­стью было окон­че­но в 1903году.

8 июня 1897 года было полу­че­но доз­во­ле­ние епи­ско­па Рязан­ско­го и Зарай­ско­го Меле­тия (Яки­мо­ва) [3] зало­жить на тер­ри­то­рии мона­сты­ря еще один храм в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. 30 сен­тяб­ря 1897 года свя­ти­тель Меле­тий сам при­был в оби­тель, а 1 октяб­ря «освя­тил место сие для созда­ния на нем хра­ма».[4]

В авгу­сте 1898 года Колы­чев­скую оби­тель сно­ва посе­тил епи­скоп Меле­тий. Он осмот­рел почти достро­ен­ный келей­ный кор­пус, воз­во­ди­мую цер­ковь и школь­ное поме­ще­ние. По его мне­нию, оби­тель в то вре­мя пред­став­ля­ла собой ред­кую бла­го­устро­ен­ность. Бла­го­леп­ный, про­стор­ный храм, воз­во­ди­мая над воро­та­ми коло­коль­ня с тре­мя эта­жа­ми и надврат­ным хра­мом, и все дру­гие стро­е­ния про­из­ве­ли на него бла­го­при­ят­ное впе­чат­ле­ние. На тот момент в мона­сты­ре про­жи­ва­ло 170 сестер. При оби­те­ли уже дей­ство­ва­ла цер­ков­но-при­ход­ская шко­ла. В соб­ствен­ной мастер­ской ино­ки­ни тка­ли ков­ры, а так­же выши­ва­ли по кан­ве гла­дью, исполь­зуя шер­стя­ные, шел­ко­вые и золо­тые нити. Неко­то­рые из сестер Казан­ско­го мона­сты­ря ста­ли насто­я­тель­ни­ца­ми жен­ских мона­сты­рей Рязан­ской губер­нии. В 1897 году мона­хи­ня Анге­ли­на была назна­че­на игу­ме­ни­ей Иберд­ско­го Алек­сан­дро-Нев­ско­го Софро­ни­е­ва мона­сты­ря, и мона­хи­ня Евге­ния (Доне­би­на) игу­ме­ни­ей Оль­гов­ско­го монастыря.

9 сен­тяб­ря 1903 года чин освя­ще­ния ново­го Пре­об­ра­жен­ско­го хра­ма совер­шил епи­скоп Рязан­ский и Зарай­ский Арка­дий (Кар­пин­ский). Пра­вый при­дел хра­ма был освя­щен во имя Трех свя­ти­те­лей, а левый в честь свя­той муче­ни­цы Агнии. Храм был выстро­ен из крас­но­го кир­пи­ча на белом камен­ном фун­да­мен­те с одной вызо­ло­чен­ной гла­вой. С запад­ной сто­ро­ны к хра­му был при­стро­ен келей­ный корпус.

С 1909 года насто­я­тель­ни­цей мона­сты­ря была назна­че­на игу­ме­ния Амвро­сия (Ники­фо­ро­ва). [5]

Трид­цать пять лет стро­ил­ся мона­стырь, и к нача­лу XX века мона­стыр­ский ансамбль сло­жил­ся окон­ча­тель­но. Для про­жи­ва­ния сестер име­лось четы­ре кор­пу­са.[6] Во вла­де­нии мона­сты­ря име­лись две дере­вян­ные часов­ни, одна из них нахо­ди­лась на тер­ри­то­рии мона­сты­ря над колод­цем, а дру­гая с купаль­ней — на месте обре­те­ния ико­ны Божи­ей Мате­ри в одном кило­мет­ре от мона­сты­ря, око­ло дерев­ни Сазоново.

Пер­вая дере­вян­ная мона­стыр­ская цер­ковь в честь Казан­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри в 1906 году была пере­не­се­на на мона­стыр­ское хозяй­ствен­ное подворье.

[1] Ведо­мость о Колы­чев­ском Казан­ском жен­ском мона­сты­ре 1914 г. ГАРО ф.627, оп.240, д.89 л.л.365.

[2] Там же.

[3] Свя­ти­тель Меле­тий, епи­скоп Рязан­ский и Зарай­ский (память в Собо­ре Рязан­ских и Сибир­ских святых).

[4] Прот.Петр Нар­цис­сов Исто­ри­че­ские запис­ки по устро­е­нию Колы­чев­ско­го Казан­ско­го мона­сты­ря. стр.146

[5] Имен­ной спи­сок про­жи­ва­ю­щих в Колы­чев­ском мона­сты­ре ЦГАМО ф.66 оп.18 д.6 л.30.

[6] Ведо­мость о Колы­чев­ском Казан­ском жен­ском мона­сты­ре 1914г. ГАРО ф.627, оп.240, д.89 л.л.365 – 368.

В 1918 году пред­се­да­тель Волост­но­го Испол­ни­тель­но­го коми­те­та А.А. Лепи­лин при­нял реше­ние о созда­нии в Колы­че­во ком­му­ны «Сво­бо­да» с пере­да­чей ей мона­стыр­ско­го иму­ще­ства нахо­дя­ще­го­ся рядом с мона­сты­рем[1]. Часть мона­хинь пере­се­ли­ли в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский Гус­лиц­кий мона­стырь.[2]

10 июня 1919 года заве­ду­ю­щий под­от­де­лом по лик­ви­да­ции цер­ков­но­го иму­ще­ства А.С. Бори­сов про­вел опись все­го мона­стыр­ско­го иму­ще­ства. На осно­ва­нии про­то­ко­ла он напра­вил пись­мо в уго­лов­но- след­ствен­ную комис­сию Его­рьев­ско­го уез­да с тре­бо­ва­ни­ем заве­сти уго­лов­ное дело на мона­хинь в свя­зи с тем, что в при­над­ле­жа­щих мона­сты­рю зда­ни­ях испор­че­но иму­ще­ство. В при­ла­га­е­мом к тре­бо­ва­нию акте он ука­зы­вал, что в зда­нии, где рас­по­ло­жен сель­ский клуб, но при­над­ле­жа­щем мона­сты­рю раз­би­ты ста­ту­эт­ки, раз­ре­зан диван и сло­ма­ны сту­лья. В мона­стырь при­е­ха­ла уго­лов­но-след­ствен­ная комис­сия для рас­сле­до­ва­ния и про­вер­ки фак­тов. В ходе рабо­ты комис­сии выяс­ни­лось, что в этом зда­нии про­хо­дят спек­так­ли, засе­да­ния и собра­ния чле­нов ком­му­ны «Сво­бо­да». Офи­ци­аль­ным пись­мом А.С. Бори­со­ву было отка­за­но заво­дить на мона­хинь уго­лов­ное дело. Из сохра­нив­шей­ся до наших дней пери­пис­ки вид­но как мона­хинь вся­че­ски пыта­лись при­тес­нять и посте­пен­но выжи­ва­ли из мона­сты­ря. Чле­ны ком­му­ны посто­ян­но изде­ва­лись над мона­хи­ня­ми. К ним в келии под­се­ля­ли рабо­чих, кото­рые осквер­ня­ли поме­ще­ния, а наут­ро в этом обви­ня­ли мона­хинь. Пре­ста­ре­лых мона­хинь, кото­рым неку­да было идти, раз­ме­ща­ли на двухъ­ярус­ных кой­ках сни­зу под лежа­чи­ми боль­ны­ми, в боль­ни­це рас­по­ло­жен­ной в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме. Тех ино­кинь, кото­рые засту­па­лись за сестер, нещад­но били. Мона­стыр­ские хра­мы и кельи пре­вра­ща­ли в склады.

Мона­хи­ни еще про­дол­жа­ли верить, что царив­ше­му без­бо­жию при­дет конец, и оби­тель сно­ва вос­ста­но­вит­ся. В дни вели­ких и дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков мона­хи­ни соби­ра­лись на бого­слу­же­ния в Казан­ском хра­ме, кото­рые совер­ша­лись все реже и реже. Свя­щен­ни­ков вызы­ва­ли на допро­сы. Пред­ста­ви­те­ли ате­и­сти­че­ской вла­сти дума­ли, что мона­хи­ни соби­ра­ют­ся не на молит­ву, а зате­ва­ют заго­вор. К 1930 году вла­сти наме­ри­ва­лись закрыть в селе храм, посколь­ку общи­на не мог­ла выпла­тить боль­шой налог. Сест­ры обо­шли дво­ры сосед­них дере­вень и собра­ли необ­хо­ди­мую сумму.

В 1930 году мона­хи­ни, остав­ши­е­ся в Колы­че­во, были репрес­си­ро­ва­ны и сосла­ны в Казах­стан. Сре­ди репрес­си­ро­ван­ных была послуш­ни­ца Мария (Мамон­то­ва-Шаши­на), кото­рую 13 октяб­ря 1937 года «трой­ка» НКВД[3] при­го­во­ри­ла к вось­ми годам заклю­че­ния в испра­ви­тель­но-тру­до­вом лаге­ре. Эта­пом она была отправ­ле­на сна­ча­ла в Бутыр­скую тюрь­му в Москве, а затем в БАМ­лаг НКВД. Послуш­ни­ца Мария умер­ла в лаге­ре 2 октяб­ря 1938 года и была погре­бе­на в без­вест­ной моги­ле. В нача­ле XXI века послуш­ни­ца Мария была про­слав­ле­на в сон­ме ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Российских.

14 янва­ря 1934 года Поста­нов­ле­ни­ем Пре­зи­ди­у­ма Мос­ков­ско­го област­но­го коми­те­та сове­тов рабо­чих и кре­стьян, Казан­ский храм был закрыт окон­ча­тель­но.[4] В трид­ца­тые годы в келей­ных мона­стыр­ских кор­пу­сах раз­ме­сти­ли дом инва­ли­дов вой­ны и тру­да.[5] В шести­де­ся­тые годы в мона­сты­ре откры­ли област­ной пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ский дис­пан­сер. В Казан­ском собо­ре устро­и­ли хозяй­ствен­ный склад. Купо­ла и кре­сты были сня­ты, алтарь разо­бран. В Пре­об­ра­жен­ском хра­ме сде­ла­ли сто­ло­вую для про­жи­ва­ю­щих, а в алта­ре раз­ме­сти­ли кух­ню. В келей­ных кор­пу­сах были обо­ру­до­ва­ны палаты.

В 1995 году в коло­кольне про­изо­шел пожар. Внут­рен­ние поме­ще­ния, лест­ни­цы и часо­вой меха­низм сго­ре­ли. От было­го вели­ко­ле­пия мона­сты­ря оста­лись толь­ко гран­ди­оз­ные обез­глав­лен­ные строения.

[1] Опись иму­ще­ства Колы­чев­ско­го мона­сты­ря 1919г. ЦГАМО ф.66, оп.18, д.68, л.л.782 – 799.

[2]Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский Гус­лиц­кий мона­стырь рас­по­ло­жен в 30 км от Его­рьев­ска в г. Куров­ское Мос­ков­ской обла­сти. Осно­ван в 1858 году стар­цем Пар­фе­ни­ем. МЕВ №5 – 6 2006 г.

[3] Осо­бая трой­ка НКВД — орган вне­су­деб­но­го выне­се­ния при­го­во­ров, суще­ство­вав­ший в 1937 – 1938 годах в пери­од Боль­шо­го тер­ро­ра, обыч­но на уровне обла­сти. Состо­ял из гла­вы НКВД, сек­ре­та­ря обко­ма и прокурора.

[4] Поста­нов­ле­ние Пре­зи­ди­у­ма мос­ков­ско­го област­но­го испол­ни­тель­но­го коми­те­та сове­тов РКИКД. ЦГАМО ф.2157 оп.1 д.6067 л.93.

[5] Про­то­ко­лы Пре­зи­ди­у­ма Мос­со­ве­та о закры­тии церк­вей быв­ше­го Колы­чев­ско­го мона­сты­ря 1926. ЦМАМ ф.1215, оп.1 – 2, д.354.

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА МАРИЯ (МАМОНТОВА-ШАШИНА)

В 1999 году при Казан­ском хра­ме быв­ше­го Колы­чев­ско­го мона­сты­ря, была заре­ги­стри­ро­ва­на рели­ги­оз­ная общи­на. Ука­зом мит­ро­по­ли­та Кру­тиц­ко­го и Коло­мен­ско­го Юве­на­лия насто­я­те­лем хра­ма был назна­чен иеро­мо­нах Мит­ро­фан (Ефре­мов).

13 фев­ра­ля 2002 года по пред­став­ле­нию бла­го­чин­но­го церк­вей Его­рьев­ско­го окру­га иеро­мо­на­ха Нико­ди­ма на долж­ность пред­се­да­те­ля При­ход­ско­го сове­та была избра­на Фео­к­ти­сто­ва Еле­на Юрьев­на. При­няв на себя новую долж­ность, Еле­на Юрьев­на сра­зу нача­ла хода­тай­ство­вать о пере­да­че хра­ма пра­во­слав­ной общине. 12 мая 2002 года ей уда­лось добить­ся пере­да­чи в поль­зо­ва­ние надврат­но­го хра­ма в честь свя­ти­те­ля Юве­на­лия пат­ри­ар­ха Иеру­са­лим­ско­го, и трех келей­ных ком­нат. Сра­зу же в них нача­лись вос­ста­но­ви­тель­ные рабо­ты. Мно­гое тогда при­шлось пере­жить ново­об­ра­зо­ван­ной общине. Внут­рен­ний вид пере­дан­ных поме­ще­ний при­во­дил мно­гих в недо­уме­ние. В надврат­ном хра­ме был склад исполь­зо­ван­ных мат­ра­сов из интер­на­та. Ввер­ху сво­да была огром­ная дыра, в кото­рую лил дождь. В келей­ных ком­на­тах не было отоп­ле­ния и необ­хо­ди­мых усло­вий к про­жи­ва­нию. Одна­ко это не сму­ща­ло тру­же­ниц, день за днем они не пере­ста­ва­ли совер­шать молит­вы, выпол­нять тяже­лую рабо­ту и ездить по адми­ни­стра­тив­ным инстан­ци­ям для оформ­ле­ния необ­хо­ди­мых доку­мен­тов. Узнав о воз­рож­де­ние мона­сты­ря, мно­гие изъ­яв­ля­ли жела­ние при­е­хать помочь, одна­ко едва уви­дев, в каких усло­ви­ях при­хо­дит­ся жить и тру­дит­ся, немед­лен­но раз­во­ра­чи­ва­лись. Но неболь­шая общи­на твер­до была уве­ре­на, что воз­рож­дать свя­тую оби­тель необходимо.

Сре­ди немно­го­чис­лен­ных тру­же­ниц была Веро­ни­ка Сер­ге­ев­на Мака­ро­ва, кото­рой впо­след­ствии суж­де­но было стать вто­рой после откры­тия мона­сты­ря настоятельницей.

Спу­стя четы­ре меся­ца после пере­да­чи надврат­но­го хра­ма, 4 нояб­ря 2002 года бла­го­чин­ный церк­вей Его­рьев­ско­го окру­га совер­шил в нем первую Литур­гию. С это­го момен­та в хра­ме ста­ли регу­ляр­но совер­шать­ся Бого­слу­же­ния. В нача­ле 2003 года было полу­че­но и ожи­да­е­мое согла­сие на пере­да­чу Казан­ско­го собо­ра при­хо­ду. Одна­ко храм не был сра­зу пере­дан, в нем еще неко­то­рое вре­мя нахо­дил­ся склад, при­над­ле­жав­ший интернату.

27 авгу­ста 2003 года, по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Кру­тиц­ко­го и Коло­мен­ско­го Юве­на­лия, иеро­мо­нах Нико­дим совер­шил постриг в рясо­фор над Еле­ной Юрьев­ной Фео­к­ти­сто­вой. 1 фев­ра­ля 2004 года при Казан­ском хра­ме была откры­та жен­ская общи­на, кото­рую воз­гла­ви­ла ино­ки­ня Еле­на (Фео­к­ти­сто­ва). Вско­ре в надврат­ном хра­ме был уста­нов­лен пре­стол, жерт­вен­ник и вре­мен­ный ико­но­стас, что дало воз­мож­ность совер­шать регу­ляр­ные бого­слу­же­ния. В кельях был про­ве­ден ремонт.

13 сен­тяб­ря по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Кру­тиц­ко­го и Коло­мен­ско­го Юве­на­лия в надврат­ном хра­ме в честь свя­ти­те­ля Юве­на­лия патр. Иеру­са­лим­ско­го иеро­мо­нах Нико­дим совер­шил мона­ше­ский постриг над ино­ки­ней Еле­ной (Фео­к­ти­сто­вой) с наре­че­ни­ем име­ни Мар­га­ри­та. Это был пер­вый постриг в новой исто­рии свя­той обители.

6 октяб­ря 2005 года в Москве состо­я­лось засе­да­ние Свя­щен­но­го Сино­да под пред­се­да­тель­ством Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Алек­сия II, на кото­ром по пред­став­ле­нию мит­ро­по­ли­та Кру­тиц­ко­го и Коло­мен­ско­го Юве­на­лия, было поста­нов­ле­но пре­об­ра­зо­вать при­ход Казан­ско­го хра­ма д. Колы­че­во в Казан­ский жен­ский мона­стырь. Насто­я­тель­ни­цей мона­сты­ря, с воз­ло­же­ни­ем наперс­но­го кре­ста по долж­но­сти, была назна­че­на мона­хи­ня Мар­га­ри­та (Фео­к­ти­сто­ва). В тече­ние двух лет управ­ля­ла мона­сты­рем мона­хи­ня Мар­га­ри­та, при ней оби­те­ли был пере­дан Казан­ский собор­ный храм. Коло­коль­ня мона­сты­ря и надврат­ный храм были отде­ле­ны изго­ро­дью от пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ско­го интер­на­та. В 2005 году в Казан­ском хра­ме был вос­ста­нов­лен алтарь.

19 декаб­ря 2007 года по бла­го­сло­ве­нию Пра­вя­ще­го архи­ерея бла­го­чин­ный церк­вей Его­рьев­ско­го окру­га игу­мен Нико­дим, совер­шил в надврат­ном хра­ме мона­ше­ский постриг над ино­ки­ней Верой (Мака­ро­вой) бла­го­чин­ной Казан­ско­го мона­сты­ря, с име­нем Мария.

Ука­зом Свя­щен­но­го Сино­да от 27 декаб­ря 2007 года (жур­нал №113) мона­хи­ня Мар­га­ри­та назна­че­на насто­я­тель­ни­цей Бого­ро­ди­це-Смо­лен­ско­го Ново­де­ви­чье­го мона­сты­ря г. Моск­вы с воз­ве­де­ни­ем в сан игу­ме­нии. Насто­я­тель­ни­цей в Казан­ский мона­стырь в тот же день была назна­че­на мона­хи­ня Мария (Мака­ро­ва).[1] Воз­ве­де­ние новых насто­я­тель­ниц в долж­ность совер­шил мит­ро­по­лит Кру­тиц­кий и Коло­мен­ский Юве­на­лий 28 декаб­ря в Мос­ков­ском Ново­де­ви­чьем Бого­ро­ди­це-Смо­лен­ском монастыре.

При­няв долж­ность насто­я­тель­ни­цы, мона­хи­ня Мария про­дол­жи­ла мона­ше­ские тра­ди­ции в обители.

13 апре­ля 2011 года мит­ро­по­лит Кру­тиц­кий и Коло­мен­ский Юве­на­лий вновь посе­тил Казан­ский мона­стырь. В надврат­ном хра­ме свя­ти­те­ля Юве­на­лия, в при­сут­ствии бла­го­чин­но­го мона­сты­рей Мос­ков­ской епар­хии епи­ско­па Сер­пу­хов­ско­го Рома­на и бла­го­чин­но­го церк­вей Его­рьев­ско­го окру­га игу­ме­на Нико­ди­ма, Вла­ды­ка мит­ро­по­лит воз­вел мона­хи­ню Марию (Мака­ро­ву) в сан игу­ме­нии и вру­чил ей игу­мен­ский посох. По окон­ча­нии тор­же­ствен­но­го чина в при­сут­ствии мно­же­ства при­хо­жан Вла­ды­ка ска­зал про­ник­но­вен­ное сло­во о Казан­ской оби­те­ли и ее судьбе:

«Ваше Прео­свя­щен­ство, все­чест­ная игу­ме­ния Мария, доро­гие и воз­люб­лен­ные бра­тья сест­ры! Я очень рад, что вновь посе­щаю Казан­скую оби­тель сего­дня со свя­той мис­си­ей, что­бы воз­ве­сти в сан игу­ме­нии насто­я­тель­ни­цу мона­сты­ря мона­хи­ню Марию, что и совер­шу сей­час по Божи­ей воле. Из мно­гих мона­сты­рей наше­го Под­мос­ко­вья эта оби­тель, мож­но ска­зать, внешне в самом убо­гом состо­я­нии, но Гос­подь смот­рит на серд­ца людей, Гос­подь оби­та­ет там, где есть сми­ре­ние, где есть тер­пе­ние. Мы начи­на­ем сего­дня празд­но­вать память пре­по­доб­ной мате­ри нашей Марии Еги­пет­ской, что напо­ми­на­ет нам, что не под золо­ты­ми купо­ла­ми про­хо­дил ее подвиг, а в пустыне, в сми­ре­нии, пока­я­нии, и через это стя­жа­ла она вели­кую бла­го­дать у Бога, и при жиз­ни ста­рец Зоси­ма даже видел чуде­са, исхо­дя­щие от пре­по­доб­ной Марии и свя­зан­ные с ее свя­той лич­но­стью и подви­гом. Для Вас, доро­гая матуш­ка игу­ме­ния, осо­бый подвиг в этом свя­том месте, пото­му что перед Ваши­ми гла­за­ми рас­по­ло­же­ны жили­ща 600 боль­ных людей, кото­рые, может быть, в первую оче­редь нуж­да­ют­ся в люб­ви, в мило­сер­дии, и, что самое глав­ное, в молит­ве. Я наде­юсь, что под тяже­стью кре­ста сво­е­го вы не согне­тесь, не сло­ми­тесь, а укре­пи­тесь в вере, в люб­ви, в слу­же­нии ближ­ним, и через это стя­же­те бла­го­дать Божию. Я очень рад, что мне при­хо­ди­лось здесь, в этом свя­том месте, в этом хра­ме, отме­чать день сво­е­го тезо­име­нит­ства в день памя­ти свя­ти­те­ля Юве­на­лия, Пат­ри­ар­ха Иеру­са­лим­ско­го. И я про­шу ваших свя­тых молитв, желаю раз­ви­тия мона­ше­ской жиз­ни, и мно­гой помо­щи Божи­ей в вашем пред­сто­я­щем слу­же­нии. А сей­час, воз­люб­лен­ная игу­ме­ния Мария, при­ми сей жезл, им же утвер­ждей паст­ву твою, да пра­ви­ши, яко­же и сло­во има­ши отда­ти за нее наше­му Богу в день суда».[2]

Кро­ме еже­днев­ной молит­вы, сест­ры мона­сты­ря несут соци­аль­ное слу­же­ние в рас­по­ло­жен­ном по сосед­ству пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ском интер­на­те, посе­ща­ют оди­но­ких в доме пре­ста­ре­лых и детей в соци­аль­ном при­юте. Боль­шое зна­че­ние мона­хи­ни при­да­ют про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти. При оби­те­ли орга­ни­зо­ва­на Вос­крес­ная шко­ла. На месте явле­ния ико­ны Божи­ей Мате­ри бла­го­устро­ен исто­ри­че­ский источ­ник и купели.

В 2021 году мона­сты­рю пере­да­но в соб­ствен­ность всё зда­ние коло­коль­ни и огра­да с воро­та­ми и баш­ня­ми. В 2023 году пере­дан келей­ный кор­пус и одна из сохра­нив­ших­ся мона­стыр­ских гости­ниц. В насто­я­щий момент про­дол­жа­ет­ся пере­да­ча исто­ри­че­ско­го ком­плек­са Колы­чев­ско­го Казан­ско­го мона­сты­ря, одна­ко зна­чи­тель­ная часть его тер­ри­то­рии по-преж­не­му заня­та пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ским интернатом.

Мно­гое уда­лось сде­лать за это вре­мя: на Казан­ском хра­ме уста­нов­ле­ны купо­ла с кре­ста­ми, гото­вит­ся к откры­тию палом­ни­че­ская гости­ни­ца, бла­го­устро­ен надврат­ный храм в коло­кольне, но очень мно­гое еще пред­сто­ит сде­лать. К сожа­ле­нию, Казан­ский храм нахо­дит­ся в ава­рий­ном состо­я­нии, поэто­му совер­ше­ние регу­ляр­ных служб там прак­ти­че­ски невоз­мож­но. Пере­дан­ное зда­ние келей­но­го кор­пу­са нахо­дит­ся в ава­рий­ном состо­я­нии и тре­бу­ет неот­лож­ных про­ти­во­ава­рий­ных работ. И как бы боль­но ни было смот­реть на это сего­дня, мы верим, что най­дут­ся люди, силы и сред­ства для вос­ста­нов­ле­ния свя­той нашей обители.

Бого­слу­же­ния в оби­те­ли совер­ша­ют­ся ежедневно.

Пре­столь­ные празд­ни­ки обители:

Казан­ская ико­на Божи­ей Мате­ри – 21 июля, 4 ноября.

Пре­об­ра­же­ние Гос­подне – 19 августа.

Успе­ние Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы – 28 августа.

Память Трех свя­ти­те­лей – 12 февраля.

Память свя­ти­те­ля Нико­лая Чудо­твор­ца – 22 мая, 19 декабря.

Память свя­ти­те­ля Юве­на­лия патр. Иеру­са­лим­ско­го – 15 июля.

Память Свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на еп. Воро­неж­ско­го – 20 авгу­ста, 17 сен­тяб­ря, 6 декабря.

Память мц. Агнии- 3февраля, 18 июля.

2 октяб­ря совер­ша­ет­ся память свя­той пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Марии (Мамон­то­вой-Шаши­ной)

Насто­я­тель­ни­ца мона­сты­ря игу­ме­ния Мария (Мака­ро­ва)

[1] ЖМП №2 2008 г. Стр.5.

[2] МЕВ №5 – 6, 2011г.стр.133

* История монастыря взята из книги игумена Никодима (Лунева) Егорьевские монастыри и храмы