День памяти прмц. Марии (Мамонтовой-Шашиной)
02.10.2023Престольный Праздник обители
04.11.2023К 85-летию со дня преставления нашей новомученицы прмц. Марии (Мамонтовой-Шашиной) на сайте Сретенского монастыря опубликована статья.
Приводим ниже полный текст и ссылку на первоисточник:
«ОТОБРАЛИ ПОСЛЕДНЕЕ УТЕШЕНИЕ. ГДЕ ЖЕ МЫ ДОЛЖНЫ МОЛИТЬСЯ?»
Механизм террора 1937 года был определен секретным приказом № 00447 наркома внутренних дел Н. И. Ежова от 30 июля 1937 года «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». В указе перечислялись группы населения, подлежащие репрессированию: кулаки, царские и белые офицеры, нэпманы, «церковники». Последних разделили на две категории: наиболее враждебные и менее активные. Первые подлежали расстрелу, вторые приговаривались к 8 – 10 годам лагерей.
Судопроизводство предполагалось вести в ускоренном и упрощенном режиме: ни адвокатов, ни прокуроров. Приговоры выносили специальные тройки, в которые входили представитель НКВ, представитель прокуратуры и представитель местного обкома. Дела рассматривались на основании обвинительных заключений без присутствия обвиняемого. За одно заседание тройка могла рассмотреть до нескольких сот дел. Понятно, что в содержание документов не вникали. Одной из многочисленных жертв данной политики стала послушница Мария Мамонтова-Шашина.
Мария родилась в селе Дединово Зарайского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Ивана Шашина в 1890 году. Ныне это село Московской области округа Луховицы, располагается оно вдоль реки Оки примерно в 35 километрах от Коломны. Интересно, что здесь была основана первая государственная кораблестроительная верфь для строительства судов, а также, по преданию, здесь Петром I был построен ботик – «дедушка русского флота».
Мария была из семьи крестьянина Ивана Шашина, но так как ее знали по девичьей фамилии матери – Мамонтова, со временем она стала носить двойную фамилию. Отец умер, Мария пошла на работу по найму. А потом и вовсе решила уйти из мира, в 25 лет поступив белицей в Колычевский Казанский женский монастырь в деревне Колычево, примерно в 30 километрах от родного села.
Монастырь был основан подвижником – старцем схимонахом Макарием (Петровым) в 1865 году. Он начинал с устроения богадельни, затем ее преобразовали в общину, а в 1885 году в монастырь, который воспитал многих подвижниц благочестия.
Колычевский Казанский монастырь воспитал многих подвижниц благочестия
В 1919 году обитель постигла та же участь, что и большинство монастырей России, – она была закрыта. Насельницам пришлось покинуть святое место. Так Мария вернулась в родное Дединово. Здесь она подвизалась при храме: пела на клиросе, читала по просьбе односельчан Псалтирь по усопшим, зарабатывала шитьем одеял.
Советские «мытари» облагали религиозные объединения налогами наравне с «доходными» частными предприятиями. Сборы налогов сопровождались откровенными издевательствами. В 1930 году митрополит Сергий (Страгородский) писал председателю Комиссии ВЦИК по вопросам культов Смидовичу: «Страховое обложение церквей, особенно в сельских местностях, иногда достигает таких размеров, что лишает общину возможности пользоваться церковным зданием». Исполнение священнослужителями своих богослужебных обязанностей и пение в храме рассматривалось как исполнение артистами музыкальных произведений, за что властями требовалась уплата 5% со всего дохода, получаемого духовенством.
В 1930 году община Дединовской церкви не смогла уплатить налогов, храм оказался на грани закрытия. Тогда сестры бывшего Колычевского монастыря решили обойти дворы соседних деревень, и им удалось собрать нужную сумму. Вдобавок они отправились в Москву добиваться того, чтобы храм не закрыли. Позже в следственном деле зафиксируют: «Эти же монашки, когда общественные организации в прошлом году поставили на обсуждение вопрос о закрытии церкви, активно повели агитацию против этого решения, в результате чего крестьяне церковь закрывать не согласились».
Местные власти были в ярости от активности подвижниц, их начали арестовывать. 1 июня 1931 года послушницу Марию также арестовали и заключили в рязанскую тюрьму. После допроса Марию приговорили к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере и по этапу отправили в Казахстан в город Акмолинск. В народе лагерь в Акмолинске называли «Акмолинский лагерь жен изменников Родины» (сокращенно «АЛЖИР»).
Вернувшись из ссылки, страдалица была избрана членом церковного совета и вновь начала с усердием служить Господу. Власть продолжала глумиться над дединовскими святынями, устроив в храме склад. Вскоре секретарь сельсовета показал, что Мария в присутствии колхозников говорила в контрреволюционном духе: «Вот, отобрали у нас, православных, последнее утешение. Где же мы должны теперь молиться?»
Вернувшись из ссылки, страдалица вновь начала с усердием служить Господу
Еще несколько лжесвидетелей дали обвинительные показания против Марии Мамонтовой-Шишиной. В 1937 году ее вновь арестовали. Обвинения лжесвидетелей она отрицала.
Тройка НКВД приговорила послушницу Марию к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. По этапу она была отправлена в московскую Бутырскую тюрьму, а затем в Бамлаг НКВД. 2 октября 1938 года в 48 лет раба Божия Мария скончалась от суровых лагерных условий. Ее тело погребли в безвестной могиле.
Сегодня преподобномученица Мария почитается в Троицком храме ее родного села Дединово, а на месте, где стоял ее дом, в 2017 году после праздничного богослужения была торжественно открыта мемориальная доска в честь новомученицы Марии.
В 1999 году при Казанском соборе Колычевского монастыря, где подвизалась послушница Мария, была зарегистрирована приходская община, а в 2005 году она была преобразована в монастырь.
В день памяти преподобномученицы Марии обитель празднует двойное торжество, ведь настоятельница монастыря игумения Мария (Макарова) носит имя святой новомученицы. В иконостасе храма Иувеналия, патриарха Иерусалимского, что в колокольне монастыря, располагается святой образ мученицы Марии, также имеется аналойная икона. При монастыре действует воскресная школа в честь преподобномученицы Марии (Мамонтовой-Шашиной).
Прихожане монастыря чувствуют особое предстательство святой подвижницы. Одна семейная пара, имея взрослых детей, желала, чтобы Господь послал им малыша. Усердно взывая к матушке Марии, они получили просимое, на свет появилась дочь, в благодарность родители назвали в ее в честь святой Марии (Мамонтовой-Шашиной). Так каждый богомолец может обратиться к подвижнице в своих ежедневных нуждах, благо ей написаны и утверждены Священным Синодом тексты тропаря, кондака и молитвы.
Каждый может обратиться к подвижнице в своих ежедневных нуждах
До недавнего времени в монастыре располагался Колычевский психоневрологический интернат и только малая часть построек была передана собственно монастырю. Сегодня процесс передачи еще идет, у сестер прибавляется объем работ. Также насельницы сотрудничают с детскими реабилитационными центрами, домами-интернатами для инвалидов и другими социальными учреждениями. Каждый неравнодушный боголюбец может приехать и потрудиться в этом святом месте для пользы своей души.